1/0 Дней/Ночей | 1 Участники |
Их осталось в мире всего два: корабля-участника русско-японской войны 1904-5 годов. Один из них мы все хорошо знаем — тот, что пришвартован в Питере у Петроградской набережной. Другой гораздо менее известен в нашей стране, поскольку воевал на стороне противника. Сейчас он врыт в землю по ватерлинию на берегу моря в парке имени себя в городе Йокосука.
Одной прекрасной сентябрьской ночью 1905 года, прямо на рейде военно-морской базы Сасебо эскадренный броненосец Микаса взлетел на воздух от взрыва погребов боезапаса и мгновенно затонул, унеся на дно 250 человек. Ещё более 300 человек было при этом ранено. Это, конечно же, не единственный в истории случай, когда линейный корабль ни с того, ни с сего гибнет от взрыва боезапаса, без всякого воздействия противника. Достаточно вспомнить русские линкоры Императрица Мария и Новороссийск, взорвавшиеся в разное время в Севастополе, британский Вэнгард в 1-ю мировую войну, японский Муцу во 2-ю мировую… Но в случае с Микаса видится какая-то особенная усмешка судьбы: благополучно миновав столько опасностей, пройдя столько испытаний — и так глупо погибнуть там, где, казалось бы, никакой опасности уже нет!
Спустя год искорёженный остов броненосца подняли на поверхность. Ещё через пару лет полностью восстановили и вернули в строй, переклассифицировав при этом в линкоры — в связи с тем, что класс эскадренных броненосцев официально прекратил своё существование. Впрочем, к этому времени Микаса успел морально устареть: англичане уже построили свой Дредноут и приступили к строительству серийных дредноутов, породив в мире «дредноутную лихорадку». Поэтому неудивительно, что Микаса вскоре был переклассифицирован в учебные корабли и в ходе 1-й мировой войны не сыграл никакой заметной роли, занимаясь рутинными задачами по охране побережья. Зато потом ему повезло. В отличие от своих ровесников, закончивших свой век блокшивами, распиленных на металл или потопленных в качестве кораблей-мишеней, Микаса за былые заслуги было решено превратить в музей. Поэтому он и стоит врытый в землю на берегу моря в Йокосуке.
Носовая башня главного калибра:
Всего главный калибр броненосца составляли четыре 12-дюймовых (305 мм) орудия в двух башнях — на носу и на корме. Впрочем, на большинстве русских броненосцев главный калибр был таким же.
Всего на броненосце их 14 штук (по 7 на борт). На большинстве русских броненосцев средний калибр был представлен тоже 6-дюймовками в количестве 12 стволов в башенных или казематных установках.
«Противоминные» 3-дюймовые (76 мм) пушки:
Броненосцам такие пушки причинить серьёзного ущерба не могли, их назначение — отбиваться от миноносцев противника. Всего на броненосце их стояло 20 штук, сейчас остались явно не все. На русских броненосцах в качестве противоминного использовался почти такой же калибр — 75 мм.
И наконец совсем маленькие 47-мм пушки:
Всего на броненосце их стояло штук 20 или даже больше на верхней палубе и надстройках. Теоретически они служили для защиты от миноносцев в дополнение к трёхдюймовкам, но практически были бесполезны даже против миноносцев и являлись скорее архитектурным излишеством.
Прямо рядом с бортом лежит броневая плита, пробитая русским снарядом.
По свидетельствам русских моряков, эти «чемоданы» были страшным оружием: они содержали высокий процент (по отношению к весу самого снаряда) взрывчатого вещества, да и само это ВВ — шимоза — было мощнее зарубежных аналогов. И взрывались они не только при попадании в борт или в воду: причиной взрыва могла служить малейшая задержка в их полёте, будь то даже леер ограждения или шлюпбалка. Впрочем, эти сверхчувствительные взрыватели делали боезапас с шимозой опасным не только для противника, но и для себя: нередки были преждевременные разрывы. Всего в обоих генеральных сражениях с русскими эскадрами на японских броненосцах больше орудий вышло из строя из-за преждевременных разрывов, чем от попаданий снарядов противника.
Поэтому неслучайно рядом с бортом Микаса валяется этот экспонат:
Ну вот, снаружи мы всё посмотрели, а теперь предлагаю подняться вместе со мной на борт броненосца.
Орудия кормовой башни главного калибра накрыты тентом — здесь устроено кафе.
На карте закрашен круг радиусом 10 км — имеется в виду дальность стрельбы орудий главного калибра броненосца. Вообще-то наврали: 10 км это в кабельтовых немногим более 50 будет, а дальнобойность 12-дюймовок в те времена была явно больше.
Вид с кормы на правый борт, обращённый к морю
Под кормовым мостиком знаменитая картина Тодзё Сотаро «Адмирал Того на мостике броненосца Микаса во время сражения в Цусимском проливе»
Каземат носового 6-дюймового орудия правого борта превращён в игровую комнату с симулятором Цусимского сражения.
Судя по высоте смотровой щели, рубка рассчитана на людей немного ниже меня ростом (а росту я среднего). Это к вопросу о низкорослости японцев, да ещё с поправкой на то, что век назад люди были ниже ростом. Впрочем, возможно, это англичане сделали рубку под свой средний рост какой он у них тогда был (Микаса, как и все другие японские броненосцы, был построен в Англии).
Чуть пригнувшись, я убедился, что из рубки неплохой обзор.
Башни главного калибра можно посмотреть, увы, только снаружи. Кстати, носовая башня наведена прямо на американскую военную базу. На фото база не видна, она там дальше, за домами.
Знаменитый горизонтальнобазный дальномер системы Барра и Струда (использовался обеими воюющими сторонами).