8/7 Дней/Ночей | 1 Участники |
Проводы зимы, встреча весны и прощание с мясом накануне Великого поста есть в традициях многих народов. У нас — Масленица, в европах — карнавалы (самый известный — Венецианский). К слову, карнавал как раз и означает «прощай, мясо». Среди этих праздников особняком стоит Фальяс (Las Fallas) в испанском городе Валенсия. Впрочем, и происхождение у этого праздника несколько иное, чем у нашей Масленицы. Увеличение продолжительности светового дня делало ненужными светильники, с которыми работали мастеровые долгими зимними вечерами. Соответственно, вошло в традицию каждую весну сжигать подставки этих светильников, сделанные в виде резных деревянных фигурок. За компанию сжигались также стружки и прочие отходы производства. Со временем эта традиция эволюционировала в праздник, в ходе которого по всему городу из дерева и папье-маше сооружаются громадные (до 20 метров в высоту) скульптурные группы. Одна такая группа может состоять из нескольких десятков больших и малых фигур (ninots), олицетворяющих различные пороки, изображающих существующих или выдуманных животных, известных людей (табу — только члены королевской фамилии). От каждого района города выставляется такая скульптурная группа, таким образом они меряются креативностью.
Как бы то ни было, главная цель этого поста — не пересказывать информацию, которую и так каждый может нагуглить по слову Фальяс, а показать, что сам там видел.
Интереснее всего гулять по городу вечером: фигуры очень эффектно подсвечивают! Правда, вечером и народу очень много, штатив поставить нереально. К счастью, подсветка фигур достаточно яркая, можно без проблем снимать с рук.
Некоторые скульптурные группы настолько сложны, что вокруг них можно очень долго ходить, разглядывая детали. Вот, например, одна из самых интересных групп, стоявшая в центре города.
Улицы города в эти дни украшают иллюминацией, рядом с фигурами Фальяса разворачиваются ярмарки всяческих сувениров и лакомств. И, конечно же, стоит жуткий грохот петард! Такова уж традиция: приехал на Фальяс — будь готов, что кто-то может у тебя над ухом петардой грохнуть, на это не обижаются. Особенно стоит опасаться маленьких детей, они больше всех грохают… Особенно впечатлило такое изобретение: засунуть петарду в пластиковую бутылку. Бутылку разрывает на куски, взрыв ощутимо громче обычного.
Но не только куклостроительным креативом меряются жители Валенсии. По всему городу маршируют процесии представителей муниципалитетов. Впереди мужчины, несущие герб района, за ними — женщины в платьях тончайшей ручной работы. Платья эти шьются годами: в день профессиональная швея вышивает не более 20 кв. сантиметров. Замыкают процессию музыканты. Поэтому, кроме грохота взрывов, город наполнен музыкой духовых оркестров.
Не стоит забывать также, что Фальяс — это праздник весны. Впрочем, весна в этих местах — не то что в наших краях: если у нас в это время ещё только снег тает (а иногда и зима в полный рост), то в Валенсии — всё цветёт, зреют апельсины, днём солнце жарит почти по-летнему (20 градусов и выше). К ночи, правда, холодает градусов до 10. Море прогревается градусов до 15. Купаться можно, если очень захотеть, но на пляжах Валенсии уж оооооочень пологое дно — при такой температуре воды не комильфо.
К Фальясу также приурочено много событий на Арене де Торос. И не только корриды. Мне довелось побывать на выступлении трюкачей с быками. Они уклонялись от рогов быка без всяких плащей и мулет. По зрелищности вполне конкурирует с корридой —
Вначале на арену выехали четыре всадника и станцевали под Пако де Люсию (как сейчас помню — под Rio Ancho).
…когда находились достаточно близко от проходов, в которых бык безуспешно пытался достать их рогами.
Ещё один приём спасения от рогов — игра в «салки-перебегалки». Бык бежит быстрее человека, но быстро сменить направление движения не может — его заносит. Соответственно, на выручку человеку, убегающему от быка, приходит товарищ, который перебегает у него за спиной, отвлекая быка на себя.
…но самый эффектный приём ухода от рогов — подпрыгнуть прямо перед носом у быка и пролететь над ним!
Победа: команда встаёт на одно колено перед быком, подняв вверх большие пальцы. Но набегавшийся бык ни на кого из них не кидается.
На корриду тоже сходил. Наверно мне никогда не понять испанцев, получающих наслаждение от столь жестокого зрелища.
Очень эффектно выглядит работа бандерильеро: он уклоняется от рогов быка, не имея ни плаща (как у пеонов), ни мулеты (как у матадоров). А когда бык пробегает мимо него — втыкает в его спину острые зазубренные палки — бандерильи.
Эти бандерильи, по сути — самое изуверское оружие корриды: при каждом движении быка они мотаются из стороны в сторону, причиняя жестокую боль. А когда быку удаётся их стряхнуть (иногда и такое случается) — они вылетают, вырывая куски шкуры с мясом, оставляя страшные, рваные раны.
Завершающий этап — работа матадора.
Некоторое представление о ярости быка может дать такой случай: атаковав одного пеона, он пригвоздил его плащ к песку и сам перелетел через свои рога. Хотя такое — редкость.
С этим же быком — единственный раз за всю корриду удалось уловить момент, когда его поражает шпагой матадор.
Тем не менее, чем-то это для испанцев привлекательно, а матадоры у них — национальные герои. Через несколько дней после этой корриды меня угораздило выйти вечером из метро рядом с ареной — и меня чуть не снесла и не затоптала толпа, которая вынесла оттуда на руках матадора и донесла до автомобиля.
Возвращаясь к главной теме. Покажу ещё немного фигур. Вот, например, концепт на банковскую тему порадовал.
Кульминация праздника наступает в день св. Иосифа — 19 марта. Эта ночь называется La Crema. В 10 часов вечера зажигают малые скульптурные группы (высотой в человеческий рост или чуток больше). Сжигают, конечно же, не так просто, а со спецэффектами.
А в полночь наступает очередь больших (которые до 20 метров в высоту). Одновременно по всему городу запускают фейерверки.
Время зажжения, впрочем, соблюдается лишь приблизительно. Так, малую скульптурную группу, сожжение которой я наблюдал, зажгли на полчаса раньше положенного, а большую — наоборот с опозданием примерно на час. Соответственно, стоять и ждать пришлось около двух часов — т.к. публики на это зрелище собирается много, чтобы всё увидеть и поснимать — надо заранее занять место и держать его! А тут в полночь только начали готовиться. Готовились основательно: все малые фигуры, стоявшие поодаль от основной группы, сняли со своих мест и сгребли покучнее. В самих фигурах пробили дыры — чтобы была тяга. Понизу также накидали деревяшек, облили керосином. Под конец обмотали детонирующим шнуром с петардами. Подъехали пожарные, протянули и опробовали свои шланги, облили водой стену ближайшего здания. Народ временами свистел и возмущался, кто-то самый нетерпеливый даже бросил петарду: охранники тут же выдернули его из толпы и набили морду.
Но всякое томительное ожидание когда-то кончается — наконец зажгли шнур, начали взрываться петарды. Но фигуры вместо того, чтобы дружно загореться, лишь нехотя затлели, вызвав дружный смех в толпе. Охранники бросились раздувать пламя, и через несколько минут наконец полыхнуло.
Оболочки из папье-маше сгорели, обнажив деревянные каркасы фигур, через несколько минут рухнули и они.
Это, конечно же, не всё: я видел далеко не все фигуры Фальяса, которые были выставлены, поснимал не всё, что видел, и показал лишь некоторые из тех что снял.